Hellcat


M18 Hellcat, 76-мм самоходная пушка M18, «Хеллкэт» (англ. 76 mm Gun Motor Carriage M18, Hellcat) — противотанковаясамоходная артиллерийская установка (согласно официальной американской классификации — «истребитель танков») СШАвремён Второй мировой войны класса противотанковых САУ, с уменьшенной броневой защитой, но высокой подвижностью.
В отличие от большинства САУ того времени, создана на специальном шасси, а не на базе танка. За время серийного производства с июля 1943 по октябрь 1944 года фирмой General Motors Buick Division было выпущено 2 507 истребителей танков M18 по цене 57 500 долларов за единицу. Во Второй мировой войне M18 активно использовалась войсками США в 1944—1945 годах в боях вИталии и Северо-Западной Европе. После окончания войны эта САУ вскоре была снята с вооружения в США, однако продавалась впоследствии в другие страны, в некоторых из которых она, по состоянию на 2007 год, всё ещё оставалась на вооружении.
В начале войны американские военные сильно тяготели к созданию легкого высокомобильного истребителя танков. 2 декабря 1941 года отдел G-3 в Генштабе направил отделу G-4 памятную записку с рекомендацией разработать истребитель танков с 37-мм пушкой и подвеской Кристи. Исходя из этой концепции, 8 декабря 1941 года Управлением артиллерийско-технической службыАрмии США было рекомендовано разработать истребитель танков с высокой скоростью, установленным двигателем Wright Continental R-975, подвеску Кристи и 37-мм пушку. «Бьюик», отделение корпорации General Motors было поручено изготовить две пилотные модели.
Весной 1942 года Управлением артиллерийско-технической службы Армии США, основываясь на проведенном анализе опытабоевых действий войск Великобритании в Северной Африке, был сделан вывод о необходимости установки на разрабатываемый истребитель танков более мощную 57-мм пушку. 1 апреля 1942 года было принято решение заменить 37-мм пушку М3 набританскую 57-мм пушку. 18 апреля 1942 года было принято решение изготовить два прототипа получивших обозначение Т49 Gun Motor Carriage. Будущие машины должны были иметь высокую мобильность при весе около 12 тонн, скорость 50 миль/час, экипаж из 5 человек, толщину брони башни, лба и борта ⅞ дюйма (2,22 см), днища и крыши — ⅜ дюйма (0,95 см). В середине 1942 «Buick» изготовил первый прототип — T49 GMC. В июле 1942 начались его испытания на полигоне в Абердине. В ходе испытаний было установлено, что Т49 не мог развить нужную скорость, но подвеска Кристи хорошо показала себя при езде на пересечённой местности. В декабре 1942 все работы над прототипом T49 были свёрнуты. Танкоистребительное управление затребовало у Управления артиллерийско-технической службы установку на втором прототипе более мощной 75-мм пушки, созданной для танковM4 Шерман.
Конструкторы приступили к созданию второго прототипа, названного — T67 GMC. Для установки 75-мм орудия решили позаимствовать у T35 GMC башню круглой формы с открытым верхом. Лобовую часть машины переделали убрав курсовой пулемёт. Лобовую броню довели до 1 дюйма (2,54 см), днище и верхние горизонтальные поверхности сделали толще, а борта и корму — тоньше. Результаты проведенных в ноябре 1942 на полигоне в Абердине испытаний T67 GMC были признаны удовлетворительными с учётом необходимости перехода на торсионную подвеску и замены силовой установки на более мощную. Первый и второй прототипы оснащались двумя карбюраторными двигателями «Buick» объёмом 330 куб. дюймов (5408 см3) с суммарной мощностью 330 л/с; с использованием трёхскоростной трансмиссии T67 GMC развивал скорость до 51 мили в час. T67 GMC был рекомендован к стандартизации, однако Танкоистребительное управление вновь приняло решение о замене 75-мм пушки на новое 76 мм орудие М1 разработанное для танка М4 Шерман, отличавшееся лучшими бронебойными характеристиками, что для истребителя танков было определяющим критерием.
Прототипы Т49 и Т67 имели одинаковые размеры — 17 футов и 10½ дюйма (5 м 45 см) в длину, 8 футов и 9¾ дюйма (2 м 69 см) в ширину, 7 футов и ¼ дюйма (2 м 14 см) в высоту. В небоевом положении они весили 16 тонн. Подвеска состояла из 5 опорных катков на пружинных амортизаторах свечного типа. Гусеница имела ширину 12 дюймов (30,48 см) и шаг 5
дюйма (12,94 см), поддерживалась двумя роликами. В январе 1943 «General Motors» получил заказ на создание шести пилотных машин новой модификации названной T70 GMC. Весной 1943 появился первый прототип. На новой машине вместо спаренного двигателя Buickпоставили радиальный Continental R-975-C1[1].

Для достижения лучшего баланса трансмиссия 900T Torqmatic была перенесена вперёд, от подвески Кристи отказались в пользу индивидуальных торсионов. Ведущее колесо имело 31 зуб, а два первых и последних опорных катка оснащались амортизаторами. Чтобы при движении по пересечённой местности не ослабевало натяжение гусеницы, конструкторы снабдили ведущие и направляющие катки компенсаторами. Позднее только передний каток имел компенсатор натяжения гусеницы.
Оригинальным техническим решением была установка трансмиссии и двигателя на специальные рельсы, по которым они могли легко выкатываться в случае ремонта или демонтажа. Корпус и башня собирались из катаной гомогенной брони, лоб башни литой. Соединение брони — сварное. В открытой сварной башне установили 76 мм пушку, причём особенность крепления спровоцировала выступ на борту башни. Позднее пушку сместили вправо и выступ устранили. Army Service Force не дожидаясь испытаний 7 января 1943 заказал 1000 машин. T70 GMC прошли испытания в Италии и в феврале 1944 стандартизировали как M18 Gun Motor Carriage, а неофициально называли «Hellcat».
Комментариев нет:
Отправить комментарий